Практические рекомендации по вопросам оформления и регистрации прав на земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 30.06.2008 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества»

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие Практические рекомендации по вопросам оформления и регистрации прав на земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 30.06.2008 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее - Практические рекомендации) направлены на оказание практической помощи гражданам, структурным подразделениям Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия), органам государственной власти и местного самоуправления при оформлении и регистрации прав граждан на земельные участки в
упрощенном порядке («дачная амнистия»).

1.2. Практические рекомендации разработаны в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; Земельным кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации); Федеральным законом от 30.06.2006 № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» (далее - Закон о дачной амнистии); Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»; Федеральным законом от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»; Федеральным законом от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее - Закон о садоводческих объединениях); Законом Республики Саха (Якутия) от 14.06.2000 3 № 207-11 «О личном подсобном хозяйстве граждан Республики Саха (Якутия)»; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Республики Саха (Якутия), письмами и разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

1.3. Настоящие практические рекомендации подготовлены совместной рабочей группой с участием:

Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия);

Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Саха (Якутия);

Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия);

Департамента по вопросам местного самоуправления Администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия).

 

2.   Оформление и регистрация прав граждан на земельный участок,  предоставленный до введения в действие Земельного кодекса  Российской Федерации

 

2.1. Граждане, обладающие земельными участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающем или удостоверяющем право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, и которое предоставлено до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а также их наследники, имеют право зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в упрощенном порядке (статьей 25.2 Закона о регистрации).

Данное положение распространяется на земельные участки, имеющие следующие виды разрешенного использования:

а) для ведения личного подсобного хозяйства;

б) для ведения дачного хозяйства;

в) для ведения садоводства и огородничества;

г) для индивидуального гаражного строительства;

д) для индивидуального жилищного строительства.

Для государственной регистрации права собственности в регистрирующий орган -  Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) необходимо приложить документ, устанавливающий право гражданина, изданный (удостоверенный) до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Этапы оформления прав граждан на земельный участок в упрощенном порядке приведены  в таблице 1.

 

 

Таблица 1.

 Активное изображение

2.2. К правоустанавливающим документам в соответствии с Законом о регистрации отнесены:

а)     акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания такого акта на момент его издания, например:

распоряжение главы администрации населенного пункта о предоставлении земельного участка;

распоряжение или решение исполкома городского, поселкового, районного совета народных депутатов;

б)    акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок,
выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном
законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания,
например:

- государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей;

- свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей, пожизненного наследуемого владения;

- свидетельство о праве собственности.

в)    выписка из похозяйственной книги, выдаваемая органом местного самоуправления о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот
земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).

При этом, представляемые выписки должны строго соответствовать форме, утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 № 146. В частности, в выписке должны быть указаны реквизиты похозяйственной книги, номер, дата начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ведение похозяйственной книги, дата внесения записи и реквизиты документа, на основании которого в похозяйственную книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок (указывается при наличии сведений в похозяйственной книге). Кроме того, в выписке указывается полное наименование должности уполномоченного выдавать выписки из похозяйственной книги должностного лица органа местного самоуправления, проставляется печать органа местного самоуправления. Выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок выдается гражданину в двух подлинных экземплярах.

Особо обращаем внимание на то, что должностное лицо органа местного самоуправления, осуществляющее выдачу выписок из похозяйственных книг, должно быть специально уполномочено на это главой администрации муниципального образования.

В случаях, если из представленной выписки следует, что похозяйственная книга заведена после введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации  с 29 октября 2001 года или запись в неё внесена после указанной даты, то факт выделения земельного участка до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации требует дополнительного подтверждения. Таким подтверждением является указание соответствующей даты издания документа, на основании которого внесена запись в похозяйственную книгу (даты до введения в действие Земельного кодекса Российской федерации). В случае, если в выписке не указаны реквизиты документа, на основании которого внесена запись в похозяйственную книгу, то государственным регистраторам структурного подразделения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) рекомендуется выносить решение о приостановлении государственной регистрации и направлять запрос в орган местного самоуправления на предмет уточнения периода выделения земельного участка.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» Федеральным законом от 30.12.2008           № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» в похозяйственной книге должны включаться сведения о площади земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями. Таким образом, с момента вступления в силу вышеуказанного Федерального закона от 30.12.2008 № 302-ФЗ с 11 января 2009 годане допускается внесение в похозяйственную книгу записей о земельных участках, предоставленных под сенокошение.

г)   иные документы, устанавливающие или удостоверяющие право такого гражданина на данный земельный участок, например:

  • свидетельство о праве на наследство;
  • решение суда;
  • решение администрации колхоза, совхоза, предприятия, организации, учреждения или профсоюзного комитета, о предоставлении земельного участка, принятое в период до 1991 года;
  • справка из архива, удостоверяющая наличие в архиве акта уполномоченного органа о предоставлении земельного участка, со ссылкой на указанный акт уполномоченного органа о предоставлении земельного участка - при невозможности предоставления самого акта уполномоченного органа;
  • и другие.

Государственная регистрация права собственности наследника - правообладателя земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, может осуществляться в упрощенном порядке на основании свидетельства о праве на наследство, при условии, что земельный участок, полученный гражданином в порядке наследования, предоставлен наследодателю на праве пожизненного наследуемого владения до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Что касается таких документов, как решение уполномоченного органа колхоза, совхоза, предприятия, организации или учреждения о предоставлении земельного участка, следует учитывать, что ранее действовавшее законодательство (в период до 1991 года) предусматриваловозможность предоставления гражданам земельных участков по решениям администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения.

В частности, в соответствии со статьями 60, 64, 65, 69 Земельного кодекса РСФСР (введенного в действие 01 июля 1970 года) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства и огороды сельским жителям могли предоставляться общим собранием (собранием уполномоченных) членов колхоза или по решению администрации совхоза, предприятия, организации или учреждения. Статья 13 Земельного кодекса РСФСР запрещала исполнительным органам сельских, поселковых и районных Советов народных депутатов предоставлять земельные участки, входящие в состав землепользования колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий.

Необходимо также иметь в виду, что в соответствии со статьями 74 - 76 Земельного кодекса РСФСР земельные участки для коллективного садоводства и коллективного огородничества предоставлялись не гражданам, а предприятиям, организациям и учреждениям, т.е. юридическим лицам. С учетом Постановления Совмина РСФСР и ВЦСПС от 12.04.1965 № 453 «О коллективном огородничестве рабочих и служащих» и Постановления ЦК КПСС и Совмина СССР от 14.09.1977 № 843 «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве» садовые и огородные участки среди конкретных граждан распределялись совместным решением администрации предприятия, организации или учреждения и профсоюзного комитета из земель, отведенных этим юридическим лицам для ведения коллективного садоводства и огородничества.

д)   свидетельство о праве на наследство, договор купли-продажи, мены, дарения либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности гражданина на здание (строение) или сооружение, расположенное на земельном участке и один из документов, предусмотренных п.п. а,б,в,г,п 2.2 настоящих Практических рекомендаций, и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания
(строения) или сооружения на данный земельный участок.

Таким образом, если гражданином получен по наследству либо приобретен по договору купли-продажи, мены, дарения или иным основаниям жилой дом (строение) на земельномучастке, предоставленном любому из прежних собственников строения на праве собственности, постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения либо без указания вида права до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (до 29.10.2001), то гражданин может сразу зарегистрировать право собственности и на земельный участок.

Обращаем внимание на то, что законодатель не поставил возможность государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок в зависимость от даты приобретения права собственности на указанное здание (строение) или сооружение, а также от предоставления земельного участка исключительно наследодателю или лицу, произведшему отчуждение указанного здания (строения) или сооружения такому гражданину.

2.3. Обязательным приложением к представляемому гражданином правоустанавливающему документу на соответствующий  земельный участок в целях государственной регистрации права собственности на него является кадастровый паспорт этого участка (пункт 3 статьи 25.2 Закона о регистрации).

В данной связи, для проведения регистрации права собственности на земельный участок гражданину необходимо обратиться в соответствующие подразделения Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) за получением кадастрового паспорта земельного участка. В случае, если сведения о земельном участке присутствуют в государственном кадастре недвижимости (ранее учтенные земельные участки), то для государственной регистрации права собственности на земельный участок в упрощенном порядке проводить кадастровые работы в отношении такого участка (межевание), с целью уточнения его характеристик (уточнения границ, общей площади и иных данных), не обязательно.

Управление Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) обязано выдать кадастровый паспорт земельного участка.

В случае, если в государственном земельном кадастре отсутствуют какие-либо сведения о земельном участке, гражданину необходимо пройти стадию межевания земельного участка для уточнения границ, площади и иных данных о земельном участке.

В таком случае, оформление права гражданина осуществляется в следующем порядке:  

Гражданин обращается в орган местного самоуправления или в землеустроительную организацию для проведения кадастровых работ с приложением документа, устанавливающего право гражданина.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация, осуществляет изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории с учетом ранее выданных документов (свидетельств, актов, схем и т.д.) и зонирования территорий.

После утверждения органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, схема расположения земельного участка на кадастровых картах соответствующих территорий, соответствующая землеустроительная организация производит вынос границ земельного участка в натуру, и выдает гражданину межевой план земельного участка в течение одного месяца со дня поступления заявления.

После получения межевого плана земельного участка гражданин обращается в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра, с заявлением о проведении государственного кадастрового учета земельного участка с приложением документов. Государственный кадастровый учет земельных участков проводится в течение месяца со дня подачи заявки о проведении государственного кадастрового учета земельного участка.

В случае, если для проведения государственного кадастрового учета земельного участка представлен правоустанавливающий документ, в котором сведения о площади земельного участка не соответствуют сведениям об уточненной площади такого земельного участка, содержащимся в документах о его межевании, государственный кадастровый учет такого земельного участка проводится на основании сведений об уточненной площади, указанной в межевом плане.

По результатам проведения государственного кадастрового учета земельных участков гражданину выдается удостоверенный в установленном порядке кадастровый паспорт земельного участка. Плата за проведение государственного кадастрового учета земельных участков с заявителей не взимается.

2.4.     После получения кадастрового паспорта земельного участка гражданину необходимо обратиться в структурное подразделение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) по месту нахождения земельного участка и предоставить следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации (статья 16 Закона о регистрации);
  • документ, удостоверяющий личность (на предъявление) (пункт4 статьи 16 Закона о регистрации);
  • нотариально удостоверенная доверенность на представление интересов в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия), в случаях, если заявление подает представитель (подлинник и копия) (пункт 1 статьи 16 Закона о регистрации);
  • правоустанавливающий документ на землю - один из документов, указанных в пункте 2.2. настоящих Практических рекомендаций, подлинник и копия (статья 25.2 Закона о регистрации);
  • кадастровый паспорт земельного участка, подлинник и копия (пункт 3 статьи 25.2 Закона о регистрации).
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 100 рублей, подлинник и копия (подпункт 20 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации).

3.   Особенности оформления и государственной регистрации прав на земельные участки, предоставленные для ведения дачного хозяйства, садоводства и огородничества

 

3.1.     В соответствии с пунктом 3 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях граждане, обладающие садовыми, огородными или дачными земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки в соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации. Принятие решений о предоставлении указанным гражданам в собственность таких земельных участков не требуется.

3.2.   В случае, если земельный участок был предоставлен не гражданину, а садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению, а у гражданина на руках имеются лишь документы, подтверждающие его членство в данном некоммерческом объединении и распределение земельного участка среди членов кооператива (протокол общего собрания членов кооператива, членская книжка дачника и т.п.), то в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок,  предоставленный ему в соответствии с документом, устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении.

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность, подают заявления в орган местного самоуправления, за исключением земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа «Город Якутск». В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

К данному заявлению прилагаются следующие документы:

- описание местоположения границ такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ такого земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином.

3.3. Согласно пункту 4 статьи 28 Закона о садоводческих объединениях в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченный орган вправе запросить дополнительно следующие документы:

удостоверенная правлением данного некоммерческого объединения копия правоустанавливающего документа на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц, содержащая, сведения о данном некоммерческом объединении.

Эти документы должны быть предоставлены заявителю правлением садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

3.4.  Орган местного самоуправления на основании заявления граждан либо обращения исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

3.5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно и направляет гражданину копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

3.6.  После получения решения уполномоченного органа о предоставлении земельного участка в собственность гражданину необходимо обратиться в структурное подразделение Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) и предоставить документы согласно пункту 2.4. настоящих практических рекомендаций.

 

4.   Особенности оформления и регистрации прав на земельные участки, предоставленные для сенокошения, крестьянского (фермерского) хозяйства

 

4.1. Законом Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)» земельные участки, предоставленные гражданам до 29.10.2001 для сенокошения, отнесены к полевым земельным участкам, предоставленным для ведения личного подсобного хозяйства. Статьей 7.1 указанного республиканского закона предусмотрен порядок переоформления прав на земельные участки, ранее предоставленные для сенокошения.

Таким образом, граждане, обладающие земельными участками, которые предоставлены им для сенокошения до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. до 29.10.2001. вправе бесплатно приобрести такие земельные участки в собственность в случае, если земельный участок им принадлежит: на праве постоянного (бессрочного) пользования; на праве пожизненного наследуемого владения; в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право такого гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права.

На основании изложенного, приобретение права собственности на земельные участки в данном случае осуществляется в соответствии с порядком, установленным Законом о дачной амнистии.

Право собственности на земельный участок, предоставленный под сенокошение, может быть зарегистрировано на основании любого из документов, указанных в подпунктах а,б,в,г пункта 2.2. настоящих Практических рекомендаций.

4.2.         В соответствии со статьей 13 Закона о регистрации в полномочия регистрирующих органов входит проведение правовой экспертизы представленных документов. В данной связи,
государственные регистраторы структурного подразделения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) должны осуществлять проверку представленных документов на предмет соответствия площади земельного участка предельным размерам, установленным нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно пункту 4 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве граждан в Республике Саха (Якутия)» размер земельного участка определяется в соответствии с предельными (максимальными и минимальными) размерами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, утвержденными представительными органами местного самоуправления городских и сельских поселений.

Таким образом, учитывая, что граждане обращаются с заявлениями о регистрации права собственности на земельные участки, предоставленные для сенокошения, то при правовой экспертизе документов следует проверять соответствие размеров предоставленных земельных участков предельным размерам земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства, действующим на момент обращения гражданина за государственной регистрацией права собственности. В случае, если площадь земельного участка будет не соответствовать предельным размерам, установленным органом местного самоуправления, то полагаем, что в государственной регистрации прав должно быть отказано.

4.3.           В случае если предельные размеры земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на территории муниципального образования не установлены, то отказ в государственной регистрации права гражданина не может быть законным и обоснованным, поскольку судебная практика последовательно основывается на следующем принципе - пробел в законодательном регулировании не может являться препятствием для реализации гражданами своих прав (Например, Постановление ФАС ВВО от 22.10.2008 № А74 -424/08-Ф02-5162/08. Определение ВАС РФ от 18.11 2008 № А27-424/2009-Г-357).

На основании вышеизложенного, особо обращаем внимание глав муниципальных образований Республики Саха (Якутия) на необходимость установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, необходимо учитывать следующее. В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

Законом Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве» установлены такие предельные максимальные размеры общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, которые составляют 4 га на одного члена семьи.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве» земельные участки могут находиться в собственности и (или) ином праве как у одного из членов семьи из расчета 4 гектара на 1 члена семьи (т.е., если количество членов семьи 4 человека, то один из членов семьи, например глава семьи, может оформить права на земельные участки общей площадью 16 гектаров), так и у каждого члена семьи отдельно не более 4 гектаров.

В соответствии со статьей 25.2 Закона о регистрации основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок является документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на земельный участок.

На основании вышеизложенного полагаем, что общая долевая собственность в равных долях может быть зарегистрирована только в случае, если из документа, устанавливающего или удостоверяющего право гражданина на земельный участок следует, что участок был предоставлен в общую долевую собственность всем членам семьи. В соответствии с действующим законодательством общая совместная собственность может возникать только у супругов.

Если же из решения о предоставлении земельного участка следует, что земельный участок предоставлен гражданину – главе личного подсобного хозяйства из расчета количества членов семьи (члены семьи могут быть перечислены), то полагаем, что в данном случае должна осуществляться государственная регистрация права единоличной собственности гражданина, которому был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

Кроме того, в пункте 4 статьи 7 Закона Республики Саха (Якутия) «О личном подсобном хозяйстве» указаны члены семьи, которые совместно проживают и (или) совместно осуществляют ведение личного подсобного хозяйства. Степень родства, как в федеральном законе, так и в принятом в соответствии с ним республиканском законе значения не имеет. Также следует отметить то, что в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 07.07.2003 № 122-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Учитывая положения статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации дети до 18 лет не могут оформить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства.

Учитывая, что обособленные структурные подразделения Управления Федеральной регистрационной службы по Республике Саха (Якутия) не располагают сведениями о количестве членов семьи главы личного подсобного хозяйства на момент регистрации права собственности, то при поступлении заявления о государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе под сенокошение, превышающий 4 га полагаем необходимым приостановить государственную регистрацию и направить соответствующий запрос в органы местного самоуправления о составе членов семьи, совместно проживающих и (или) и или совместно осуществляющих ведение личного подсобного хозяйства.

4.4. Учитывая, что крестьянские (фермерские) хозяйства являются субъектами предпринимательской деятельности, а земельные участки, предоставленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, не указаны в статье 25.2 Закона о регистрации, то упрощенный порядок регистрации прав на земельные участки, предоставленные главам крестьянских (фермерских) хозяйств до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации не применяется.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

По данным Управления Роснедвижимости по Республике Саха (Якутия) по состоянию на 01 января 2008 года количество крестьянских (фермерских) хозяйств, являющихся правообладателями земельных участков, и зарегистрированных в качестве юридических лиц составляет 382 хозяйства, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, (индивидуальные предприниматели) – 3513 хозяйств.

В соответствии с пунктом 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Также в соответствии с пунктом 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» приобретение гражданами, осуществляющими деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, права собственности на земельные участки или права аренды земельных участков, которые находятся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», т.е. обязаны переоформить указанные права до 01 января 2010 года.

При этом сельскохозяйственные угодья приобретаются в собственность по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации в размере не более 20 процентов кадастровой стоимости сельскохозяйственных угодий (статья 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 08.11.2007 512-З № 1039-III «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Саха (Якутия)).

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, определенным организациям и гражданам. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Считаем необходимым пояснить, что пашня, залежь, сенокос, пастбище – это виды сельскохозяйственных угодий, а сенокошение и выпас скота – виды разрешенного использования земельных участков. Сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь, сенокос, пастбище) могут использоваться как для ведения личного подсобного хозяйства, сайылычного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного производства, так и для сенокошения, выпаса скота.

Таким образом, ограничение, установленное пунктом 5 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не распространяется на сельскохозяйственные угодья (пашни, залежи, сенокосы, пастбище), предоставленные для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Однако в случае, если разрешенным использованием (целевым назначением) земельного участка является сенокошение либо выпас скота, то указанный земельной участок может быть предоставлен крестьянскому (фермерскому) хозяйству только в аренду. Сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашни, залежи, сенокосы, пастбищи, с разрешенным использованием (целевым назначением) - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, могут предоставляться крестьянским (фермерским) хозяйствам, как в аренду, так и в собственность на основании договоров аренды и купли-продажи с администрациями муниципальных образований

 

5. Участие органов государственной власти и местного самоуправления

в оформлении и регистрации прав на земельные участки

 

5.1. В соответствии со статьей 12 Закона о дачной амнистии органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, вправе осуществлять организацию и финансирование мероприятий по выполнению в отношении таких земельных участков в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таких земельных участках.

При этом, органы местного самоуправления в целях оформления в упрощенном порядке прав граждан на вышеуказанные земельные участки, а также на созданные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества на основании заявлений указанных граждан или их доверенностей могут оказывать им содействие в подготовке необходимых документов для проведения государственного учета земельных участков, объектов недвижимого имущества, государственной регистрации прав на них. В этих целях органы местного самоуправления вправе осуществлять прием заявлений или доверенностей граждан на совершение необходимых действий и подготовку необходимых документов и представлять от их имени заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и иные необходимые документы в регистрирующий орган.

5.2. Вместе с тем, Закон о дачной амнистии не обязал органы публичной власти оказывать содействие гражданам, а предоставил им такое право. В этой связи, как показывает практика, в ряде случаев никакого содействия гражданам в оформлении прав не оказывается.

Обращаем внимание, что органы местного самоуправления должны быть в первую очередь заинтересованы в регистрации населением муниципальных образований своих прав на недвижимое имущество, поскольку земельный налог и налог на имущество физических лиц являются местными налогами и зачисляются в местные бюджеты муниципальных образований.

В данной связи, органам государственной власти и местного самоуправления рекомендуется занять более активную позицию по данным вопросам.

 

Руководитель Управления  Федеральной                                          Министр имущественных отношений

регистрационной службы                                                                 Республики Саха (Якутия)

по Республике Саха (Якутия)                                                                                             

                                          А.П. Дьячковский                                                                        В.П. Ефимов

                                                                                           

Руководитель Управления Федерального                                          Руководитель Департамента по

агентства кадастра объектов недвижимости                                      вопросам местного самоуправления

по Республике Саха (Якутия)                                                            Администрации Президента и

                                                                                                      Правительства Республики Саха (Якутия)

                                                 А.А. Попова                                                                  М.В.  Никифоров