Рекомендации по прохождению процедур заключения договоров аренды государственного имущества РС (Я)

          Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного имущества определены статьей 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно указанному закону предусмотрено три способа заключения договоров аренды государственного имущества:

1 - по общему правилу заключение договоров аренды может быть осуществлено только по результатам проведения торгов (аукционов и конкурсов);

2 - без проведения торгов договоры аренды могут заключать в случаях, определенных в статье 17.1;

3 - без проведения торгов в порядке предоставления государственной преференции с предварительного письменного согласования антимонопольного органа - УФАС по Республике Саха (Якутия).

 

Арендодателями государственного имущества Республики Саха (Якутия) являются:

- государственное автономное (бюджетное, казенное) учреждениеРеспублики Саха (Якутия) в отношении государственного имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления;

- государственное унитарное предприятие Республики Саха (Якутия) в отношении государственного имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения;

- Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в отношении государственного имущества, находящегося в казне РеспубликиСаха (Якутия) (т.е. в отношении имущества, не закрепленногона праве хозяйственного ведения и оперативного управления).

 

Арендодатель:

 - организует проведение торгов и осуществляет заключение договоров аренды государственного имущества по итогам их проведения;

 - осуществляет заключение договоров аренды государственного имущества без проведения торгов в установленных законодательством исключительных случаях;

 - направляет пакет документов в антимонопольный орган для получения согласия на предоставление государственной преференции и при получении согласия осуществляет заключение договоров аренды государственного имущества без торгов в порядке предоставления государственной преференции.

 

Заключение договоров аренды государственного имущества осуществляется с предварительного письменного согласия органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) – отраслевого органа, в ведении которого находится государственное автономное (бюджетное, казенное)учреждение, государственное унитарное предприятие.

 

Недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество сдается в аренду при наличии согласия отраслевого органа и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).

 

Процедуры получения в аренду государственного имущества:

1. Порядок проведения торгов на право заключения договоров аренды определен «Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества», утвержденными приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67.

 

2. Исключительные случаи предоставления государственного имущества в аренду без проведения торгов предусмотрены статьей 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.

 Так, например, без проведения торгов заключаются договоры аренды имущества с государственными учреждениями; некоммерческими организациями, перечисленным в пункте 4 части 1 статьи 17.1; медицинскими организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность; предоставление части здания, помещения, если общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего здания, помещения; в других случаях, предусмотренных, в частях 1, 3 и 9 статьи 17.1 Федерального закона № 135-ФЗ.

 

3. Без проведения торгов на условиях предоставления государственной преференции могут заключаться договоры по предоставлению в аренду государственного имущества в целях, предусмотренных в статье 19 Федерального закона № 135-ФЗ.

 Такими целями являются, например: обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; развитие образования и науки; развитие физической культуры и спорта; производство сельскохозяйственной продукции; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций и другие цели, предусмотренные в статье 19.

 Для предоставления государственной преференции уполномоченный орган, имеющий намерение предоставить государственную преференцию, подает в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции.

 К указанному заявлению прилагаются документы, перечисленные в статье 20 Федерального закона № 135-ФЗ, представляемые потенциальным арендатором - хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную преференцию.

 В антимонопольный орган с заявлением направляются следующие документы: проект договора аренды; перечень видов деятельности, осуществляемых потенциальным арендатором в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года; наименование видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных потенциальным арендатором в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции; бухгалтерский баланс потенциального арендатора по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате подачи заявления, либо иная предусмотренная законодательством Российской Федерации о налогах и сборах документация; перечень лиц, входящих в одну группу лиц с потенциальным арендатором с указанием основания для вхождения таких лиц в эту группу; нотариально заверенные копии учредительных документов потенциального арендатора.